А Вы знаете основные понятия духовных ценностей? - SPbCO

SPbCO

А Вы знаете основные понятия духовных ценностей?

Роль России в сохранении общечеловеческих духовных ценностей будущего мировой культуры.

      На протяжении большей части ХХ века мировые державы воевали друг с другом. И это была не просто борьба за власть  над миром, это была борьба за идеи, мировоззрение, ценности. Без осмысления «идеологии как способа  организации идей, символов, традиций, ценностей не существует ни одна социальная система. Кажущееся отсутствие идеологии тоже идеология»[1].

 Главным  пунктом в современных  глобальных преобразованиях мировоззренческих  установок являются духовные ценности. Именно они лежат в основе мировоззрений и идеологий различных государств и народов. Как складывались духовные ценности на протяжении истории мировой культуры у различных народов,  какие основы их объединяют, есть ли то общее, что делает человека Человеком, является общечеловеческим, гуманным и отличающим человека от всех остальных существ на Земле?

 На этот вопрос мы постараемся ответить в этой статье.

          Для этого имеет смысл сравнить сформировавшиеся  в культурах народов основные понятия духовных ценностей.

       Отметим духовные (нематериальные) ценности Античности, которые складывались, в основном, в древнегреческой культуре в лоне религии, искусства, философии; в Древнем Риме они проявились преимущественно в системе республиканского управления обществом и в праве. Такие ценности, как истина, красота и нравственность (добро) формировались в науке, в искусстве, в мифологии и философии.   Основой, «эталоном», главным понятием в процессе формирования ценностей у греков была гармония. Ей служили и люди, и боги. По мнению греков, если человек был физически красив, то он должен быть и умен, и нравственен, поскольку люди верили, что боги создают гармонию духа и тела (об этом красноречиво свидетельствует известная легенда о красавице Фрине). Гармония, заложенная в природе, содержится во всех ее проявлениях. Главное для человека – ее увидеть, понять и не нарушать. Гармонией природа одухотворена, являясь ее сущностью, познавая ее человек тоже одухотворяется. Духовность природы и человека одна и та же.

Кроме цивилизаций Античности Древний мир представляют страны Востока. На Востоке, где складывались самые ранние цивилизации, для нас представляют  интерес особенно те духовные ценности, которые формировались параллельно с античными. Они складывались в восточных религиях: иудаизме, буддизме, даосизме. Сравнение систем духовных ценностей в различных культурах важно, поскольку в них находил отражение образ жизни больших регионов, наций, народностей, на них опиралась жизнь людей, их культура повседневности, мораль, они сохранились в традициях до настоящего времени.

На Востоке иудаизм — древнееврейская религия — является первой монотеистической религией Древнего мира, и в этом ее главный вклад в культуру человечества. Главным принципом иудейской религии является тезис «Бог — один» в том смысле, что есть только один Бог, а не множество богов. Кроме того, одним из главных принципов является принцип полного господства духовного начала над материей. Но при этом необходимо помнить о ценности также и мира материального. Бог — безусловный Владыка материи как ее творец, и он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить свое идеальное, духовное назначение. Здесь заключен великий принцип опосредованности: через духовную природу человека Бог господствует, управляет в материальном мире, а человек, и это самое важное, – божественен по своей природе.

Буддизм — первая из трех мировых религий, она вышла из лона древней индийской культуры и религии брахманизма. Зародившись первоначально как философское учение, буддизм впоследствии становится своеобразной религией без молитв и Бога, хотя и не отрицающей существование множества почитаемых ранее богов. В буддизме главной ценностью является духовная сущность человека, в ней проявляется стремление освободиться не только от власти общества и природы, но и от законов самой жизни, которая, с точки зрения первой истины буддизма, есть страдание.

Вторая истина говорит о том, что нужно преодолеть неудовлетворенность в любых ее проявлениях, и она кроется в чувствах. Победа духа (души) над ними может привести к духовной свободе человека и обрести власть над самим собой, которая реализуется в полной внутренней свободе – свободе духа.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Согласно закону кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях (по учению о реинкарнации), человек должен учитывать жесткое требование: поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения; поступая хорошо, вкушает радость и умиротворенность. Главная же цель земной жизни, согласно буддизму, — в освобождении от кармы и выходе из круга сансары, в обретении полной внутренней духовной свободы.

В индуизме, который продолжил более раннюю религию брахманизма, состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме — нирваной. Нирвана – вершина духовного достижения человека-понимается как подлинное освобождение от всяких оков жизни.

Буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Вечная жизнь, с точки зрения буддизма и других индийских религий, — это бесконечная череда перевоплощений, реинкарнаций, смена телесных оболочек. В буддизме для ее обозначения принят термин «сансара». Буддийская этика распространялась не только на сами поступки, но и на мотивационный мир человека. В результате не только злые деяния, но и неправильные мысли ухудшали карму. Буддийская мораль относится не только к человеку, но и ко всем живым существам, являющимся ступеньками в цепи жизненных перевоплощений, где самой высокой является человек. В целом содержание буддийской религии было построено таким образом, что оставляло множество возможностей для дальнейшего его развития, что и отразилось в новых вариантах буддизма — махаяне, хинаяне.

Буддизм — великая  оптимистичная религия, поскольку убеждает человека, что счастье зависит от самого человека, только он сам может добиться и только от него самого зависит собственная свобода, счастье и покой. Но, буддизм, поэтому – индивидуалистическая религия, которая призывает и учит тому, как найти счастье каждому человеку в самом себе: «спаси себя и ты спасешь весь мир». Но великая мысль заключается в том, что, если каждый человек будет счастлив, счастливы будут все.

Даосизм, возникший в Древнем Китае, является  также одной из самых древних религий на Земле. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император — Хуан Ши. Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Дао дэ цзин» («Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной»). Дао — это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао — это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь — это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течет и изменяется. По этим же законам должен жить человек. Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того, чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.  Правила следующие:

  1. Человек — это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.
  2. Питание тела — это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.
  3. Третий постулат Дао — концепция недеяния (ничегонеделания) — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает так, как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит все созданное природой. Основываясь на этой идее, не мешать, не противодействовать гармонии природы, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель — тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы. Плыть по течению, а не против него, течение жизни не преодолеть, но если принять течение, путь реки, оно поможет и вынесет в нужном направлении. Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества: философско-этическаяпомогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле; мистическаявоспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных дел. Вышестоящие: родители, воспитатели, учителя, чиновники, начальники – им следует бесприкословно подчиняться. Низшее подчиняется высшему – в этом религия китайцев.

В древнекитайской империи общественный, правовой и политический статусы индивида не различались. Показательно, что социальная мысль Китая не знала вопроса: что есть человек? Всегда было важно, что он значит для государства. Человек в китайской империи не имел «гражданского состояния»: он был представителем духовной куль­туры, обладал «талантом» (цай) и мог надеяться на то, что его «используют» (юн) в согласии с совокупным движением космичес­кого ритма. Осмысление человека в категориях иерархии врожден­ных талантов, определявших «удел» (фэнь) каждого индивида, стало господствующим в древнекитайской империи, оттеснив на задний план идею равенства людей, свойственную философским учениям эпохи Борющихся царств.

Взгляд на личность очень наглядно отобразился в традиционном для китайской культуры понятии «лица». Последнее обозначало в Китае социальные претензии индивида и сумму его обязательств перед обществом. Мерой же «лица» являлось признание правомоч­ности его претензий к другим. Таким образом, «лицо» представля­ло собой своеобразное поле взаимозависимости людей, в рамках которого индивид не имел возможности открыто преследовать лич­ные цели. Это означает также, что «лицо» можно было потерять помимо своей воли и его следовало постоянно удостоверять, вы­ражая заботу о других людях. Средством защиты от репрессивно­го характера этики «лица» было усиленно пропагандировавшееся ханьскими ши требование хранить «покаянный вид», «все промахи относить на свой счет, все доброе относить на счет других. И в том, когда китаец здоровается и  обязательно должен склонять лицо перед другим, подчеркивая уважение к нему как главному лицу, проявляется великая нравственная ценность, а именно, ценность  другого человека.

[1] Рассадина Т.А.Традиционные ценности русской культуры// Социально-гуманитарные знания.№1, 2008. –С.44.

Автор статьи: заслуженный работник ВШ РФ Борзова Елена Петровна 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши рубрики