«Знание – сила». В чем сила знания? - SPbCO

SPbCO

«Знание – сила». В чем сила знания?

Понять сегодня,  какая сила заключается в знании, очень важно потому, что, как  и во времена Ф.Бекона и в век Просвещения, в наше время  наука и образование  начинают играть существенную, и даже главную, роль в жизни общества.

     Какую новую силу приобретает знание? Какое знание владеет действенной силой? Кто и как может использовать эту силу? Каким мощным орудием и оружием знание может быть? Постараемся ответить на эти вопросы.

    В способе освоения  знания заложена основа, которая дает возможность человеку познавать: можно знакомиться с материалом, копить знание, совершенствовать свой интеллект,  а можно еще – подниматься на более высокий уровень мышления – формировать разум, ум, разумное мышление. Первый способ дает человеку многознание, эрудицию, но «уму не научает», как отмечал еще более 2,5 тыс. лет назад известный древнегреческий философ Гераклит («Многознание уму не научает»). Второй способ, который включает в себя принцип: «от частного к общему , а затем: от общего к частному», или: «от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному», сложен, трудоемкий, но именно  его  принципы формируют знание в сознании человека при помощи системного мышления. Этот метод познания превращает знание в систему, и это очень важно. Несистематизированное знание – хаотично, не приносит пользы, разрушает  природу человеческого мышления как системного, как осознанного знания. Кроме того, если мышление останавливается на уровне схематичного знания (например, знания как знания множества способов (схем) решения задач), то оно задержится и будет мыслить на уровне машинного интеллекта. Такая  работа мышления свойственна искусственному  интеллекту, но  не разуму.  Ступень разумного мышления выше и подчиняется другим законам. Овладев ими, можно подняться выше и овладеть силой, которую дает разум и  систематизированное знание.  И сила эта в том, что человек,  зная основание  системы, знает ее опору, то основание, на чем она держится. Его можно понимать как фундамент, на котором стоит целостное здание знания, и без него  оно упадет и рассыпится, расколется на отдельные осколки, на фрагментарные знания. Знание об этой опоре, которое дает разум, и является великой силой.

В системе высшего образования в программе получения знания тоже очень  важна  системность. В процессе получения высшего профессионального образования в России есть своя положительная специфика. В отличие от западно-европейского высшего образования программа обучения в вузе на первом и втором курсе включает  дисциплины фундаментального характера, которые поднимают мышление будущего специалиста на самый высокий абстрактный уровень, показывают высшую ступень образования и знания, на которое поднялось человечество, знакомит его с культурой мышления и  философским мировоззрением, с  универсальными компетенциями, формирующими критическое и системное мышление. Затем   будущий специалист  овладевает дисциплинами, которые призваны обеспечить профессиональные навыки.  Таким образом, в высшем образовании знание продвигается по принципу от общего к частному, от абстрактного к конкретному, сначала происходит освоение фундаментальных наук и овладение   универсальными компетенциями, а затем профессиональными дисциплинами и соответствующими компетенциями. Таким образом, в вузе у студента в процессе познания знание  поднимается к вершине самого общего, абстрактного, фундаментального  знания, а затем спускается к частному, профессиональному. Но «не поднявшись, – не спуститься». Спускаться всегда легче, чем подниматься. Здесь очень важно отметить, что в средней школе в процессе нововведений не удалось сохранить  систему, связанную логикой фундаментальности, и   потерялась основа  освоения знания,  из школьной программы ушла фундаментальность, связующая знания, – логика познания. В вузе ее удалось сохранить.

   Цифровая цивилизация, в которую мы вступили, дала новые прогрессивные формы познания: онлайн-лекции, слайд-презентации, дискуссионные форумы. Ее достоинства еще и в том, что доступ к знаниям значительно  упрощен, получение справочной информации  больше не требует большого времени и рутинной работы  мышления.  Но полученные информативные знания это еще не те, которые обладают силой. Силу знание обретает только тогда, когда от количества информации оно поднимается в процессе познания по ступеням к своей вершине –  Разуму.  Однако, включить сознание разума  непросто.  Для этого над информацией нужно думать,  размышлять, осознавать, систематизировать и  таким образом формировать разумное мышление, сознание Разума.

Автор профессор Борзова Е.П.

1 комментарий к “«Знание – сила». В чем сила знания?”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши рубрики