Переходный период мировой культуры. Куда роет «крот истории»? - SPbCO

SPbCO

Переходный период мировой культуры. Куда роет «крот истории»?

  

Крот истории роет в сторону формирования новой структуры уже прошедшего стадию глобализации мира. Всеобщая диалектика единства прокладывает себе путь посредством трудного  подъема к вершине  и одновременно – к своему основанию развития человечества – к Человеку, к гуманному обществу. Но, видимая картина  происходящих процессов, кажется удручающей:  «ночь особенно темна перед рассветом». Она показывает человеку, что  именно ему надо преодолеть,  исправить и развить,  сосредоточиться,  объединить все свои силы, перед прыжком и взлетом.

    Изменения, которые касаются бытия человечества в мире, происходят на наших глазах и сегодня.  Как понять, «куда несет нас рок событий. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» (С. Есенин). Попробуем все же увидеть некоторые ярко проявляющиеся аспекты того, что происходит с человеком, обществом, государством, как меняется  и возникает  новая система управления миром, какие  центры «загораются» на политической карте мира.

   В настоящее время, когда мир прошел стадию глобализации, однополярности, мировой межкультурной коммуникации, либерального миропорядка, финансового глобализма, он находится в стадии исторической «перезагрузки», а Россия встала на дорогу поиска своего места в новом политическом миропорядке, и одновременно поиска своей национальной идеи,  формирования системы смыслов и целей народов  внутри своей страны.

      Сегодня, в первой четверти ХХ1 века Россия в цивилизованное пространство Запада, как и прежде, не включается. Запад  считает своими западно-христианские народы, и отделяет себя от мусульман и православных.

Более того,  З.К. Бжезинский в своей известной книге «Великая шахматная доска» говорил, что после падения коммунизма главным врагом Америки и всего Запада является Русское православие и нельзя допустить  вновь возрождения евразийской империи [1]. А Россия  двадцатилетие третьего тысячелетия от Рождества Христова отметила возрождением многих православных храмов, церквей и монастырей, большое количество из них  восстановлено и отреставрировано, духовенство активно включилось в  воскрешение  «духа места» России. Также организуется много   международных культурных, экономических и политических мероприятий  восточного и евразийского характера: форумы, съезды, конкурсы, симпозиумы. Россия стала мировой державой.

      Современное состояние человеческого мира в целом с философской точки зрения представляет собой внешнюю форму исторического процесса, которая является  расставанием с изжившими себя формами семьи, общества и государства. Мировой дух, наделенный объективным разумом, как внутренний стержень истории существования природы и человечества, проявляется через внешние исторические формы существования, которые, в свою очередь, со временем меняются, изживая себя. Один способ жизни духа меняется на другой, более истинный, и в этом смысл процесса его развития на планете.

15 тыс. лет назад человечество  уже находилось в том состоянии , когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе изжила себя, предопределив наступление величайшей формы духовного кризиса. Тогда человечество вступило в фазу организации новой формы семьи, формирования частной собственности, как основы разделения общества на классы, и государства, как формы  управления классовым обществом.

Две тысячи лет назад человечество  опять находилось в том состоянии , когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе опять пришла к тому моменту, когда ее необходимо было менять на другую, более прогрессивную вместе с преодолением величайшего духовного кризиса. И тогда объективный разум  изобрел новую форму бытия человеческого духа: Иисус Христос с божественными ценностями пришел в мир, чтобы своей духовной деятельностью, истинной духовностью наполнить исчерпавший себя способ жизни духа. Учитывая, что всеобщая закономерность в мире такова, что исторически исчерпавший себя способ жизни духа с необходимостью вытесняется более истинным, задача этого момента заключалась в том, чтобы человечество осознало главное, что именно он, дух, является определяющим моментом материи и всего материального.

В настоящее время, когда мир прошел стадию глобализации, мировой межкультурной коммуникации, однополярности, финансового глобализма, он опять столкнулся величайшей формой духовного (идеологического, экологического, экономического) кризиса, когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе ищет пути ее изменения, ищет новую  прогрессивную модель человеческого сосуществования с природой. Объективная закономерность такова, что мир в  поиске нового глобального социально-экономического проекта, который сможет удовлетворять принципам гуманности и социальной справедливости.   Внешняя форма этого поиска демонстрирует жесточайшую фазу всеобщего кризиса мировой культуры.

          Глобализация, которая активно развивалась в конце ХХ  и самом начале ХХ1 веков, сделала мир более тесным, границы государства легко преодолимыми,  население более плотным. На короткий  исторический промежуток  времени показалось, что «мир – без границ», и есть лишь границы  суверенитетов государств. Все стремительно стало меняться с 2019 года.  А  2021 год  оказался на гребне изменений, и мы уже имеем нечто новое в картине земного, планетарного  миропорядка:

    Большая  политическая игра обозначила  три центра на карте мира: США, Китай и Россия. Китай стал одним из мировых игроков по причине того, что  добился огромных успехов в  экономике, а с Россией невозможно не считаться  потому, что она по некоторым показателям военной мощи вышла на первое место, США, будучи ранее единственным полюсом в однополярном мире, и остающимися финансовым центром сегодня, объявили и Китай, и Россию своими врагами. Мир замер в ожидании военных конфликтов и пожаров  на юге Евразии, поскольку именно там  есть интересы и Китая, и России, и планы организовать  очаги раздора и военных конфликтов – у США.  

    Ускоренное  развитие новых технологий, кибернетики, микроэлектроники, квантовой теории, генной инженерии, искусственного интеллекта  не только включили человечество в цифровую цивилизацию, но и поставили перед проблемой «антропологического перехода».  Так  в настоящее время мир предстал как международное военно-финансово-интеллектуальное «чудовище».

     Динамика научно-технологического прогресса и имеющие место экологические проблемы и неустойчивость климата,  это  те процессы, на которые человек пока не может повлиять. Кроме того, в процессе неизбежного кризиса капитализма, отягощенного климатической турбулентностью и огромной технологической сложностью, правящие группы мира, мировые элиты, озабочены решением задачи своего влияния на мир.  И оно тоже меняется. Средства управления миром находятся в стадии  перехода от государств и государственных полюсов  к надгосударственным центрам:  к глобальным элитам, корпоратократии и нетократии.  В этом процессе  меняется общество и система управления им.

[1]См.: Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 2003

 

Автор статьи Заслуженный работник ВШ РФ, профессор Борзова Е.П.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши рубрики