Крот истории роет в сторону формирования новой структуры уже прошедшего стадию глобализации мира. Всеобщая диалектика единства прокладывает себе путь посредством трудного подъема к вершине и одновременно – к своему основанию развития человечества – к Человеку, к гуманному обществу. Но, видимая картина происходящих процессов, кажется удручающей: «ночь особенно темна перед рассветом». Она показывает человеку, что именно ему надо преодолеть, исправить и развить, сосредоточиться, объединить все свои силы, перед прыжком и взлетом.
Изменения, которые касаются бытия человечества в мире, происходят на наших глазах и сегодня. Как понять, «куда несет нас рок событий. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» (С. Есенин). Попробуем все же увидеть некоторые ярко проявляющиеся аспекты того, что происходит с человеком, обществом, государством, как меняется и возникает новая система управления миром, какие центры «загораются» на политической карте мира.
В настоящее время, когда мир прошел стадию глобализации, однополярности, мировой межкультурной коммуникации, либерального миропорядка, финансового глобализма, он находится в стадии исторической «перезагрузки», а Россия встала на дорогу поиска своего места в новом политическом миропорядке, и одновременно поиска своей национальной идеи, формирования системы смыслов и целей народов внутри своей страны.
Сегодня, в первой четверти ХХ1 века Россия в цивилизованное пространство Запада, как и прежде, не включается. Запад считает своими западно-христианские народы, и отделяет себя от мусульман и православных.
Более того, З.К. Бжезинский в своей известной книге «Великая шахматная доска» говорил, что после падения коммунизма главным врагом Америки и всего Запада является Русское православие и нельзя допустить вновь возрождения евразийской империи [1]. А Россия двадцатилетие третьего тысячелетия от Рождества Христова отметила возрождением многих православных храмов, церквей и монастырей, большое количество из них восстановлено и отреставрировано, духовенство активно включилось в воскрешение «духа места» России. Также организуется много международных культурных, экономических и политических мероприятий восточного и евразийского характера: форумы, съезды, конкурсы, симпозиумы. Россия стала мировой державой.
Современное состояние человеческого мира в целом с философской точки зрения представляет собой внешнюю форму исторического процесса, которая является расставанием с изжившими себя формами семьи, общества и государства. Мировой дух, наделенный объективным разумом, как внутренний стержень истории существования природы и человечества, проявляется через внешние исторические формы существования, которые, в свою очередь, со временем меняются, изживая себя. Один способ жизни духа меняется на другой, более истинный, и в этом смысл процесса его развития на планете.
15 тыс. лет назад человечество уже находилось в том состоянии , когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе изжила себя, предопределив наступление величайшей формы духовного кризиса. Тогда человечество вступило в фазу организации новой формы семьи, формирования частной собственности, как основы разделения общества на классы, и государства, как формы управления классовым обществом.
Две тысячи лет назад человечество опять находилось в том состоянии , когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе опять пришла к тому моменту, когда ее необходимо было менять на другую, более прогрессивную вместе с преодолением величайшего духовного кризиса. И тогда объективный разум изобрел новую форму бытия человеческого духа: Иисус Христос с божественными ценностями пришел в мир, чтобы своей духовной деятельностью, истинной духовностью наполнить исчерпавший себя способ жизни духа. Учитывая, что всеобщая закономерность в мире такова, что исторически исчерпавший себя способ жизни духа с необходимостью вытесняется более истинным, задача этого момента заключалась в том, чтобы человечество осознало главное, что именно он, дух, является определяющим моментом материи и всего материального.
В настоящее время, когда мир прошел стадию глобализации, мировой межкультурной коммуникации, однополярности, финансового глобализма, он опять столкнулся величайшей формой духовного (идеологического, экологического, экономического) кризиса, когда существующая форма духа в общественно-историческом процессе ищет пути ее изменения, ищет новую прогрессивную модель человеческого сосуществования с природой. Объективная закономерность такова, что мир в поиске нового глобального социально-экономического проекта, который сможет удовлетворять принципам гуманности и социальной справедливости. Внешняя форма этого поиска демонстрирует жесточайшую фазу всеобщего кризиса мировой культуры.
Глобализация, которая активно развивалась в конце ХХ и самом начале ХХ1 веков, сделала мир более тесным, границы государства легко преодолимыми, население более плотным. На короткий исторический промежуток времени показалось, что «мир – без границ», и есть лишь границы суверенитетов государств. Все стремительно стало меняться с 2019 года. А 2021 год оказался на гребне изменений, и мы уже имеем нечто новое в картине земного, планетарного миропорядка:
Большая политическая игра обозначила три центра на карте мира: США, Китай и Россия. Китай стал одним из мировых игроков по причине того, что добился огромных успехов в экономике, а с Россией невозможно не считаться потому, что она по некоторым показателям военной мощи вышла на первое место, США, будучи ранее единственным полюсом в однополярном мире, и остающимися финансовым центром сегодня, объявили и Китай, и Россию своими врагами. Мир замер в ожидании военных конфликтов и пожаров на юге Евразии, поскольку именно там есть интересы и Китая, и России, и планы организовать очаги раздора и военных конфликтов – у США.
Ускоренное развитие новых технологий, кибернетики, микроэлектроники, квантовой теории, генной инженерии, искусственного интеллекта не только включили человечество в цифровую цивилизацию, но и поставили перед проблемой «антропологического перехода». Так в настоящее время мир предстал как международное военно-финансово-интеллектуальное «чудовище».
Динамика научно-технологического прогресса и имеющие место экологические проблемы и неустойчивость климата, это те процессы, на которые человек пока не может повлиять. Кроме того, в процессе неизбежного кризиса капитализма, отягощенного климатической турбулентностью и огромной технологической сложностью, правящие группы мира, мировые элиты, озабочены решением задачи своего влияния на мир. И оно тоже меняется. Средства управления миром находятся в стадии перехода от государств и государственных полюсов к надгосударственным центрам: к глобальным элитам, корпоратократии и нетократии. В этом процессе меняется общество и система управления им.
[1]См.: Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. – М.: Международные отношения, 2003
Автор статьи Заслуженный работник ВШ РФ, профессор Борзова Е.П.