Роль России в сохранении общечеловеческих духовных ценностей будущего мировой культуры - SPbCO

SPbCO

Роль России в сохранении общечеловеческих духовных ценностей будущего мировой культуры

Христианство как мировая религия привнесла в мир  также  духовные ценности. Их своеобразие –  в более адекватном постижении духовной сущности человека.  Христианство пришло в античный мир, в Рим, с Востока, из Палестины. Первохристиане отстояли свои ценности жестокой ценой принесения себя в жертву,  и открывая новую страницу в мировой культуре – средние века.

Средневековый мыслитель Августин Бла­женный (354—430) в рамках нового для этой эпо­хи христианского мировоззрения в произведении «О граде Божьем» излагает свое учение о двух градах, сравнивает устройство, ценности и нравс­твенные основы града Земного и града Небесно­го, подробно раскрывая их особенности и раз­личия. Он показывает, насколько град Небесный является идеалом человеческого существования по сравнению с градом Земным.

Другой сред­невековый мыслитель — представитель схолас­тической школы, Фома Аквинский (1225—1274), сопоставляя формы бытия мироздания, находит общие черты их устройства. Сравнение и поиски сходств осуществляются им в трех главных сфе­рах: мире, человеке и государстве. Он приходит к выводу, как Бог управляет миром, душа — телом; так и монарх является центральной управляю­щей фигурой в государстве, и его управление обществом и отношение к человеку должно соот­ветствовать божественным принципам.

Сравнивая Средние века с Древним миром, в свете развития духовных ценностей нужно выделить те, которые христианство принесло и сформировало в мировоззрении европейского человека. Особенно следует  выделить то новое в развитии истории, что привнесла в сознание человека христианская Троица, ее  глубокая  философия. На заре Средних веков человечество переживало величайшую форму духовного кризиса, когда Христос принес действительную истину, согласно которой дух является определяющим моментом материи и всего материального. В отличие от иудаизма, он предстал перед людьми в виде реального человека, наделенного Божьим словом. В личности Иисуса Христа люди увидели воплощение абсолютного духа, инобытие Бога в реальном лице, а сам Бог предстал как Троица: Бог — Отец, Бог — Сын, Бог — Святой Дух.  И это самое сложное и глубокое понимание человеком устройства мира и своего места в нем. Для внедрения в сознание человека христианских ценностей потребовалось  целое тысячелетие, и весь период средневековья европейское общество развивалось под абсолютным влиянием христианской веры. За этот продолжительный период истории в мировоззрении людей все же сформировались христианские ценности, суть которых отражается в глубоком понимании Троицы и  заключается в вере в Бога-Отца как творца и всеобщего начала, и в гуманное предназначение сотворенного им человека по образу своему. Творчество и гуманная природа человека, данная  от Бога, дарует ему свободу как великую ценность. Гуманность, или нравственный закон  же заключается в том, чтобы каждый человек видел себя в Другом («возлюби ближнего своего как самого себя», «на все — суд Божий»), чтобы соотносил свои поступки со всеобщим (всеобщей Волей), умел услышать Волю Божью. Очень важно было понять что человек — это не индивидуальность сама по себе, а личность, которая осознает себя как таковую в том, чтобы вернуться к себе через понимание Другого. Это позволило на «генетическом» уровне принять Троицу, где всеобщее — Бог, особенное — Другой и единичное — человек, которые находятся в непосредственном единстве, сосуществуют как греческое Единое, о котором говорил Платон в своем диалоге «Парменид»[1].

Еще одна важная  черта христианской ценности заключается в понимании того, что на философском языке называется «тождество духа», в котором дух проходит стадию «различия», и это «тождество» есть истинная реальность Бога как абсолютного духа. Бог в качестве духа, проявляясь в сыне-Иисусе, становится конкретным реальным, чтобы человек узнал в  нем Бога. В этом смысле Сын принес весть, что действительное Царствие Божие на земле находится  внутри нас, внутри каждого человека в качестве духа, который является вестью Отца и об Отце.

     Одной из трех христианских добродетелей (вера, надежда, любовь) является  истинная любовь. Она понимается  как полное погружение из себя в иное бытие духа вне себя в процессе чувства любви. Но исчезая там и, казалось бы, пропадая и превращаясь в ничто, человек выходит оттуда и возвращается к себе, обогащенный моментом всеобщности иного духа. Это разговор о тех отношениях, о той истинной любви, которая должна быть между людьми и должна быть духовной. Это то, что говорил и хотел, чтобы люди поняли, Христос: «Когда двое соберутся во имя мое, я буду среди вас».

В этой фразе глубокая сущность христианской Троицы.

        Очень важно понять, что до Первого пришествия Иисуса Христа, этого исторического события, у человечества не было вообще понятия духа. Философия и религия говорили об идее, о душе. 

Христос принес в человеческий мир идею всепобеждающего духа в материальном мире, и  понимание той идеи, что благодаря духу материя – не мертвая, а живая, и живет она, поскольку есть в себе самой дух. В средние века мировой истории в религиозной форме, в схоластике, человек  поднялся на очень высокую ступень познания чистого духа: материя в себе есть дух, как возможность и необходимость саморазвития в дух.

       Духовные ценности в средние века формируются и в мусульманских странах. Религия, в которой как главная ценность формируется  единобожие – Аллах – это ислам.

В своем содержании ислам утверждает логику, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона для мусульман, о чем прямо сказано в Коране: Аллах — един, Вседержитель, Спаситель, ничто не скроется от Него ни на земле, ни на небесах. Суть ислама выражается в двух формулах: «Нет бога, кроме Бога» и «Аллах-Акбар» — «Бог велик». Эти две религиозные доктрины отражают общие ценностные ориентации, и они несовместимы с христианской Троицей.

Коран проповедует свое богословие: Бог — одна Личность, а не три, как этому учит христианство; Иисус был не Богочеловеком, а всего лишь пророком, который родился от девственницы; Спасение нужно заслужить, приняв мусульманскую веру, молясь в строго определенное время, совершая паломничества, соблюдая пост Рамадана и все остальные обряды мусульманской веры.

 Коран проповедует не совместимые с другой религией ценностные установки. Приверженность слову Аллаха проходит красной нитью через весь текст Корана. При этом Мухаммед высказывает мнение о христианах и иудеях: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из Вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» (Коран. 5 : 51); «Вашим Покровителем является только Аллах, его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются» (Коран. 5 : 55).

Различное понимание в сравниваемых священных текстах относится к состраданию Бога к человеку. К примеру, несмотря на то, что каждая Сура в Коране начинается словами «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного», в Коране нет доктрины о замещающей искупительной жертве, что важно для христианина. В свою очередь, мусульмане не согласны с тем, что Бог в христианстве представлен в виде трех Личностей: Отца, Сына и Святого Духа.  Для мусульман Бог един и один по своей сущности.

    В мировой истории, начиная   с эпохи Нового времени, мировой дух начал новую волну постижения в мышлении самого себя,  и стал проявляться в своих исторических формах. Человек выделил себя из природы и начал постигать природу саму по себе, без своего участия в ней. Он стал отчуждать от себя природу как объект познания, входя с ней субъектно-объектные отношения, двигаясь к конкретному тождеству взаимодействия человека и природы, но сегодня пункт назначения еще не достигнут и  его достижение имеет свои проблемы.

Следует отметить, что в Европе в ХIХ в. стали активно развиваться либеральные идеи, формирующие либеральные ценности. Возникший еще в ХVII—ХVIII вв. либерализм как идеологическое учение провозглашал принципы гражданской, политической и экономической свободы. Ценности либерализма вполне сформировались к ХIХ в. и выражались в следующем: как приверженность к свободе, свободам; рационализм как вера в возможность рационального усовершенствования общества; гуманизм; индивидуализм как приоритет индивидуальных интересов и ценностей над социальными; гарантии прав человека, частной собственности, свободного рынка, экономических свобод, невмешательства государства в экономику. Абсолютными ценностями либерализма стали человеческая личность и развитие институтов гражданского общества. Личность в либерализма понимается как свободная индивидуальность, способная сама себе выбирать ценности; ее значимость выше, чем социальная. Основная идея классического либерализма заключается в оппозиции ко всем формам государственного вмешательства в личную и социальную жизнь, кроме предельно ограниченных и минимальных.

В Х1Х веке наряду с либерализмом возникает ставшее в последствие популярным в европейских странах течение марксизм. Маркс окончательно разрывает отношения с радикальными либералами и укрепляет связи с рабочими, с революционными социалистическими и коммунистическими организациями. Маркс сосредоточивает внимание на проблемах экономическо-философского обоснования коммунизма, как высшей социальной ценности человечества, он приходит к выводу, что в политической экономии кроются коренные проблемы человеческих отношений. Результатом исследования этих проблем явилась работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года»[2]. В них Маркс выступил как исследователь-экономист, как философ и социолог, историк и политик. В этом произведении он обосновал необходимость и цель человеческого развития как построение общества социальной справедливости, общества без антагонистических классов, без частной собственности, и дал  философское определение коммунизму: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение»[3].

Коммунизм как идеологическое учение раскрывается в работе К.Маркса и Ф.Энгельса «Немецкая идеология»[4]. В ней же исследуется ряд фундаментальных категорий, составляющих основу марксизма как целостного учения, как определенного научного мировоззрения. Маркс и Энгельс доказывают, что «Коммунистическая революция… уничтожает господство каких бы то ни было классов вместе с самими классами»[5], ликвидируя частную собственность. Маркс и Энгельс представили историю как смену общественно-экономических формаций, показали, что «материалистический анализ экономического базиса общества должен состоять прежде всего в анализе способа производства. Общественные отношения в определенную эпоху и в определенном месте обусловлены способом производства, утвердившимся среди людей в определенную  эпоху. Функцией производства является удовлетворение человеческих потребностей. Именно их развитие приводит к переменам в обществе: любая революция, так же, как и достигаемые ею результаты, определяется условиями существования индивидов, их нуждами»[6].
     В Советском Союзе в процессе строительства коммунизма в условиях социализма ценности советского народа  были связаны с « моральным кодексом строителя коммунизма». Там перечислялись нравственные принципы, которые во многом напоминали христианские ценности:

— преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

— добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

— забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

— высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

— коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;

— гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;

— честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

— взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

— непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

— дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

— непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

— братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами[7].

 

 

 

 Христианство, особенно православие,  воспитывает в человеке эмпатию, сопереживание, понимание «другого», и это самое важное достоинство человека, как Человека, которое объясняет его  социальную, гуманную, божественную (духовную и разумную) природу. Православие по-своему воспринятое и переработанное народом, заложило  в русских людях  генетическую программу нравственного совершенства, стремление внести во все: любовь, веру во второстепенность земного и в бессмертие личной души, совесть, искусство страдать и терпеть, религиозное осмысление всей жизни и всего мира, уверенность в необходимости единения человека с Богом, преодоление страха смерти через созерцание жизни и земной смерти Христа.  Православие в духовно-нравственной области дало русскому народу обостренное чувство совести, мечту о праведности и святости, осязание греха, идею аскетического очищения, острое чувство правды, справедливости, добра и зла, жертвенности во имя другого по примеру Иисуса Христа.

Высшим добром  для русского человека  благодаря православному христианству становится любовь, которая понимается как любовь к человеку. Как одна из главных христианских добродетелей, она становится, как отмечает Н.Бердяев в своей работе «О назначении человека»[8] выше любви к государству, нации, отвлеченной морали, к науке, цивилизации. Она «дороже всех  царств мира». [9] Жалеть равно любить, умение прощать.

 Любовью строится совместная жизнь на земле, из любви  рождается вера, как еще одна христианская добродетель.

         Характерным для русского народа стал дух милосердия и сочувствия к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику. В России создавали на частные пожертвования богадельни, больницы и клиники.       Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия не победила бы своих врагов и не построила бы огромного государства. Вместе с принятием христианства на Руси ее культура стала приобретать  форму, которая наполнилась новым духовно нравственным содержанием, привнесенным православием и заключающемся в  идеалах жертвенности, подвига во имя Христа, служения его заповедям любви к людям,  обожению, состраданию.   В культуре русского народа по сравнению с предшествующими эпохами появились   идеи, наполненные новым содержанием: тема подвига, мученичества, и особенно – жертвы во имя «другого» (ребенка, друга, народа, царя, Бога). Пример принесения себя в жертву Иисуса Христа во имя спасения всех людей является важным для понимания каждого верующего, это осознание «большой идеи» мира – необходимость жертвы единичного во имя существования рода, во имя всеобщего.

       Еще в средневековый период истории именно в христианстве  появилась идея, данная Богом как заповедь, отношение к другому человеку с любовью: «Возлюби ближнего своего как самого себя», а любовь к себе стала считаться эгоизмом. Но важно еще то, что в отношении к «другому»  появилась идея сострадания и изменилось понимание о счастье.  Буддизм, возникший в V1 в. до н.э., и философия античности, развивающаяся с этого же времени, обращали мысль человека к самому себе, и лишь христианство – к  возвращению к себе через «другого».

        Именно дух православия до 1917 г. определял русское национальное самосознание. Русские люди в течение всей своей дореволюционной истории учились строить Россию «целованием Креста» и получать личную нравственную силу в молитве. Православие воспитало у русского народа христианское правосознание, определяющее волю к миру, к братству, справедливости, лояльности и солидарности, чувство достоинства, способность к взаимному уважению, к жертвенности ради другого в лихие времена.

      Достоевский подчеркивал, что именно православие дает то объединяющее начало, которое в будущем потребуется всему человечеству, и русский народ будет тем, кто способен к всепримирению, и к всечеловеческому нравственному обновлению. «Именно русские, – думает Достоевский, – положат начало «всепримирению народов» и «обновлению людей на истинных началах Христовых» («Дн.Пис.», 1976, июнь). Восточный идеал, т.е. идеал русского православия, есть сначала духовное единение человечества во Христе, а потом уж в силу этого духовного соединения всех во Христе, и  несомненно вытекающее из него правильное государственное и социальное единение. Такой идеал есть применение формулированного Хомяковым принципа соборности не только к строю Церкви, но и к строю государственному, к строю экономическому и даже международной организации человечества»[10].

Именно смирение, самоотвержение, простота жизни становятся характерными чертами для  христианских святых.

 

     В России же двадцатилетие третьего тысячелетия от Рождества Христова заканчивается возрождением многих православных храмов, церквей и монастырей, большое количество из них  восстановлено и отреставрировано, духовенство активно включилось в  воскрешение  «духа места» России на Земле, организуется много   международных культурных, экономических и политических мероприятий  восточного и евразийского характера: форумы, съезды, конкурсы, симпозиумы. Россия стала евразийской державой.

       Но в отличие от Запада в целом, который встал на путь активного изменения традиционных ценностей,  Россия включилась в этот  меняющийся глобальный мир, сохраняя традиционные ценности семьи, общества и государства.

      В странах коллективного Запада официальной целью воспитания является  абсолютизация свободы личности как либеральной ценности у подростков, которая формирует индивидуализм, ломает систему базовых нравственных ценностей и приводит к насаждению альтернативных принципов морали. Проникая в российской школы и общество в целом либерализм производит изменение снизу в соответствии с насаждением либеральных ценностей. На самом деле  происходит разрушение  творческого, интеллектуального и цивилизационного потенциала  формирующегося ума молодого человека.  Попрание воспитания в духе традиционных ценностей выражается в отрицании семьи, стирания разделения полов на мужчину и женщину, наделение правами ЛГБТ сообществ, в неограниченности действий  ювенальной юстиции.

 

  1. Принцип соборности, общины отмечал Данилевский сформировал еще одно отличительное качество в характере русского человека: в истории в результате создания внутренней общенародной скрепы сформировался «огромный перевес» общенародного над индивиду­альным. Движу­щую силу русского характера составляет не эгоистический и потребительский интерес, а коллективистское общинное сознание, которое медленно зреет, но все­цело подчиняет себе человека, когда наступает момент действовать. Советский воин без преувеличения во время Великой Отечественной войны осознавал свою жертвенность  как индивида ради спасения и Родины и всей цивилизации. Коллективистское общинное сознание формируется у народа и является тем, что входит в понятие «глубинный народ». В России процесс спасения нации от опасности возникает и созревает в глубине народного духа. Сначала происходит «нравствен­ное созревание  решения», готовность к изменениям, а потом «с изумительной быстротой» совершаются внешние перемены.

Община, общинность, или общественность, которые свойственны русскому народу, внедрилась в его сознание за долгие годы существования и влияния на него в истории. В советское время коллективистское общинное сознание превратилось в коллективное сознание, которое не является полным аналогом общественного.  Коллективное сознание  формировалось вместе с воспитанием того, что общественный интерес всегда выше, чем индивидуальный. Это соответствовало тому, что исконной чертой характера русского народа был общенародное всегда было выше и важнее, чем индивидуальное. Это отличает русских от мусульманского Востока, католического и, в особенности протестанского Запада.

Разные идеи, пронизывали жизненный строй сообществ в России, на Западе и на Востоке. «Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке»[11]. «Поэтому основной  социальной силой мусульманского Востока является сила исключительного единства и подчинения, коленопреклонение перед историческим авторитетом. Это выражается в отрицании множественности идей, мнений, самостоятельности поступков, в тотальном господстве нравов, обычаев, порождающих позицию пассивной созерцательности данностей»[12].

Западная цивилизация развивалась благодаря тому, что каждая отдельная личность стремилась    к самоутверждению и жизненному успеху. Преклонение западного человека перед авторитетом здравого смысла, рационализма и целеустремленности, уважение личности как индивидуальности создало  ценность сильной личности, «частной отдельности», формализованных отношений, закона, права.

В России, исторически сформировавшись, принцип соборности проявлялся у русских и в отношении к личности, и в отношении  к Церкви, и к государственному строю, к экономическому строю и даже к международной организации человечества.

 

Автор статьи: Борзова Е.П.

[1] Платон

[2] Маркс К. Экономико-философские рукописи. М., 1983.

[3] Маркс К. Экономико-философские рукописи. М., 1983. С. 58.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф.  Собр.соч.2-е изд. Т. 3.

[5] Там же. С.56.

[6] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф.  Собр.соч.2-е изд. Т. 3. С. 56.

(выходные данные)

[7]

[8] Бердяев Н.А. О назначении человека.М.1993.

 

[9] Бердяев Н.А. О назначении человека.М.1993. С.172.

 

 

[10] Лосский Н.О.Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев.- М.,1994. –С.233.

[11] Россия и Европа, опыт Соборного анализа. -М., 1992. С.32.

[12] РассадинаТ.А. Традиционные ценности русской культуры//Социально-гуманитарные знания. 2008, №1 с.50.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши рубрики