Новый человек, над  которым трудится Время и современная наука. Кто он? - SPbCO

SPbCO

Новый человек, над  которым трудится Время и современная наука. Кто он?

Мы вступили в эру перехода, когда один антропологический вид человека меняется на другой. Новый человек, над  которым трудится Время и современная наука, модифицированный средствами  генной инженерии, достижениями синтетической биологии, преображенный методами использования медициной нанороботов, улучшивший свои умственные способности путем «сращивания» с компьютером, добившийся увеличения здорового и работоспособного возраста до 130 лет,  создавший новую реальность – виртуальный мир, покоривший киберпространство, успешно вступивший в цифровую эру, обеспечивший себя искусственным интеллектом, «умными» машинами, кухней, домом,  и т.п. – кто он? Как преобразовала его и еще больше изменит  цифровая культура?

      И еще: в какую эпоху мы живем? Это – новая эпоха по сравнению с той, что началась от сотворения Адама, где человек был создан по подобию Божьему как человек гуманный, творческий, со свободной волей? Или началась другая эпоха, где человек по своей сути меняется, и гуманность заменяется на прагматичность, рациональность и трансгуманизм?

Это сверхчеловек? Идеальный, совершенный, суперчеловек или послушный биокиборг? Универсальный солдат, служебный человек, беспрекословный работник или гений? А человек ли это?  Все эти вопросы упираются в ответ о природе человека, о том, что делает человека человеком, и о том,   что есть именно то,  что если это у него отнять, он прекратит быть человеком, или: благодаря чему он – Человек?     

                         Ответ на последний вопрос можно найти у знаменитого  испанского художника  Франсиско – Хосе де Гойя в его картине  «Сон разума рождает чудовищ»  (так называется одна из его гравюр. 1799г 

        

РАЗУМ – основа, корень, природа человека.  Без разумного мышления человек –  еще не Человек.  От рождения человек уже имеет разум, но только потенциально, как способность; и нужны еще условия, в которых при помощи работы мышления человек  сможет приобрести разум.  Этими условиями  является ОБЩЕСТВО. Еще  древнегреческий философ Аристотель дал такое определение Человека: “Человек есть ОБЩЕСТВЕННОЕ животное, наделенное РАЗУМОМ” (IV в. до н.э.)

    Условия, где человек не должен потерять, напротив, должен приобрести человеческую гуманную природу, стать гуманным, духовным, разумным существом это – общество. Человеку как социальному существу в качестве условия работы мышления и стало быть, бытия сознания, нужны  не только те инструменты, которые принадлежат человеческому индивиду ( человеческий мозг, органы чувств, и «рука»),  но и  необходима  среда-общество, другой человек, внешний мир в лице того, с кем можно общаться как с представителем человеческого рода (общества). Фактически, это должен быть представитель человеческой  культуры, им не может быть животное, поскольку животное способно представлять, передавать сигналы, приобретать навыки, даже учить своим навыкам, но не может иметь мышления.

     Правда, сегодня можно сказать, что общение можно перенести в виртуальный мир, в онлайн: чаты, сети, мессенджер, телефон, скайп и пр. Но почему это не может компенсировать живого общения, и в своей «камере одиночке» вместе таким искусственным миром человек не перестает чувствовать себя одиноким, лишенным самого главного – живого «другого». Этот Другой дан ему природой,  как Ева Адаму, как мужское и женское, как закон единства противоположностей, да и любой один и другой человек вместе – это уже маленькое общество. Именно поэтому лишение живого общения это лишение человека человеческого, основы, природы, человеческой жизни. Это – наказание.

        Кроме того, очень важно, в какой культуре просыпается для работы мышление, поскольку человек может совершенствовать то, что дает ему уже созданная культура. Именно в обществе создается культура, и общество хранит культуру, они взаимообусловлены: человек производит    культуру, а культура делает человеком человека. Будучи в среде животных, человек не станет математиком, программистом, писателем и т.д.; воспитываясь в индивидуалистической культуре не станет обладателем холистического мышления. Но, воспитываясь в определенной культуре,  человек может развивать все те способы,  которые создало в своей истории человечество. В данном случае объективное влияет на субъективное.

      В связи  с тем, что человек есть существо общественное и вне общества  не может стать полноценным, важен вопрос о деятельности и труде. Именно труд обеспечивает смысл человеческого существования в обществе, а  само дело ассоциируется с Рукой, с отдельным человеком и с обществом. Не случайно Микеланжело Буонаротти в своем сюжете «Сотворение Адама» фрески на потолке Сикстинской капеллы «Сотворение мира» (Сикстинская капелла. Ватикан, Рим, 1508-1512) изображает то, как Творец протягивает руку созданному по своему  подобию Адаму.  Именно через руку Адама Бог передает творческую энергию жизни человеку. Через руку человек становится  общественным человеком. И это –  важная идея о взаимодействии человека и Бога, человека и человека, человека и человеческого рода. Природа этого взаимодействия – божественная, гуманная, творческая, разумная. И неслучайно у людей есть обычай здороваться за руку – рукопожатие. Можно ли отказаться от него? Ответ однозначен. И когда на высшем уровне сегодня люди демонстрируют отказ от него, ясно, что это означает.

        Для понимания общественной сути человека важно – лицо, недаром в русском языке, от этого слова образовано другое – личность.  Человек по природе сам не видит своего лица. Для этого существует другой человек, именно в нем, в другом, как в зеркале он видит себя. В этом интересном факте тоже скрывается общественная сущность: не у себя, а в лице другого человек  видит «свое» лицо, себя как человека, личность,  именно поэтому, чтобы закрепить отношение между мной и другим   с необходимостью в обществе возникает мораль, нравственные принципы. Поэтому, ибо это противоречит человеческой природе, человек не может спокойно и удовлетворенно смотреть на другого человека в маске, общаться с человеком в маске, какими бы причинами это ни было обусловлено. И когда на высшем уровне сегодня люди демонстрируют  как норму общение в масках, ясно, что это означает.

     Разумное мышление формируется у каждого человека, но посредством преодоления  пути  вверх по определенной лестницы  познания.  Начиная мыслить сначала на уровне восприятия и представления, потом оперируя образами и абстракциями, затем размышляя на уровне суждения, понятия, человек формирует свой разум тем, что начинает понимать глубокую суть дела.  Но непосредственно создавать что-то, переносить свои идеи, мысли  в культуру, опредмечивая их, человек может только при помощи руки, даже если роль руки выполняет другой инструмент. Поэтому не только мозг, который изначально помогает осуществляться мышлению, но и «рука» позволяет его опредемечивать, овеществлять, объективировать, переводить мысли, идеи из субъективной реальности в объективную, сохранять разум в предметах. Так в культуре  человек сохраняет разум.

    Разумное мышление, Духовное, Божественное – это только то, что присуще человеку, и недоступно ни генной инженерии, ни синтетической биологии, ни нанороботам, ни компьютерам, ни самому сложному искусственному интеллекту. У них нет и не может быть  таких способностей,  поскольку  способность разума не может быть  искусственно заложена.  Она либо есть от природы, либо ее нет. И сегодня человек может и должен себя защитить себя от негативных попыток навязать ему искусственный разум. Искусственного разума не бывает, есть только искусственный интеллект как подобие  человеческого рассудка или формально-логической рациональности. Человек же обязан сегодня стать разумным, подняться всем миром на уровень Разума, осуществить то, что ему предназначено его природой. Но как  достичь в познании ступени разума, сохранить, развить его отдельному человеку, если изначально он дан только как способность?

     В процессе работы мышления  человек «включает» свое сознание разума, когда  над  сваливающейся на него из всех СМИ огромного потока информации он  думает,  размышляет, осознает ее, а не запоминает (потребляет) неосознанно, понимает, систематизирует ее. Связывая  многобразное знание в систему, скрепляя его единой логической нитью,  включая свою критическую составляющую,  мышление помогает отсеять все то, что не относится «к росткам от корня» системы. Именно таким образом в процессе понимания формируется разумное мышление, понятие, сознание Разума. И суть человеческого познания заключается именно в  разумном освоении знания, которое в процессе познания может возвысить человека до уровня разумного существа, поднять его на естественный, данный  ему Богом, уровень духовного, гуманного, наделенного разумом духа.

Кроме критического подхода к огромной массе знаний, важно  отметить и  иметь в виду каждому человеку – системность. Знание не должно быть несистемным и не только потому, что многознание уму не научает, а  потому, что  разрозненное, хаотично приобретенное знание и знание внесистемное  не соответствует природе разума. Хаос разрушает, а система организует, создает новое в своей основе. Именно поэтому программа образования особенно школьного, которое закладывает основы мировоззрения, должна быть отлаженной системой, базирующейся на нравственных принципах и единой логике  системы  последовательности познания предметов. Бессистемное знание разрушает   мышление. Несистемное знание в образовании – страшное оружие против детского ума.

      В настоящее время наука развивается  как никогда в истории ускоренными темпами, огромное количество открытий  совершают ученые, знание увеличивается  с каждым днем, и поэтому действительно очень актуальна проблема его систематизации. Системное мышление, которому учит только философия, ее раздел гносеологии стал необходимым и  востребованным. Кроме того, разум, а не рассудок и не прагматическая рациональность, необходим, он необходим  не только всем людям, но в первую очередь – ученым. Их стремление неосознанно «перейти рубикон», внедриться в равновесие природы, во всеобщую регуляцию природы, нарушить «меру всех вещей», убрать с пути исследований нравственность и гуманность как старомодные преграды в освоении и покорении природы с необходимостью должно привести к пониманию опасности для человечества в такой форме овладения природой, — к пониманию разумного. И это уже  есть идеология, которая либо утверждает общечеловеческую мораль и гуманизм, либо основывается на трансгуманизме. Поэтому в настоящее время актуальными становятся  вопросы аксиологии, а знание духовных ценностей и  законов гармонии мира  стали условием существования  планеты и человечеств, получения света, а не погружения во мрак.

     Современная  эпоха перехода в новый мир борется за человека, объективно  Человек должен победить. Ему неслучайно от природы дан разум.  Но негативные силы в этой войне против Человека используют совершенно новый тип невидимого оружия.  Пандемия – покушение на общественную сущность, цифровизация – на свободную волю и права человека, потоки информации (контролируемые и неконтролируемые) – на разум.  Но разве объективный разум может проиграть эту войну, если на его стороне правда. По всеобщим законам  гармонии разум должен восторжествовать, победить, овладеть законами, ведь он был дан людям как их сущность, вершина развития мира и великая сила и оружие.

      Таким образом,  если у человека в обществе ограничивается возможность общения, стремления к творчеству и к духовным ценностям, веры в свою божественную, духовную, природу, и его внимание СМИ пытается  сосредоточить только на здоровье, самосохранении, деньгах, потреблении, то это нельзя рассматривать иначе, как покушение на корневую основу человека, на убиение человека в человеке. Запретить общаться «в живую», придумать дистанцию и  дистанционное обучение, ограничиться онлайн общением – это  стрела в социальное сердце человека. Поэтому несмотря ни на что, нужно общаться по-человечески, духовно развиваться, стремиться  к духовным ценностям, видеть красоту природы, творческих усилий  мышления и рук человеческих. На сегодняшний день самое главное, – развивать в себе критическое, разумное, свободное мышление, нужно уметь  отсеивать ненужную информацию, не дать задурить себе голову, видеть не рациональное, а – разумное, подниматься на уровень духовного, а  не опускаться до уровня животного, стремиться к открытию в себе божественного,  того, что дано  природой, а не искусственного и механического. Новый  человек  – тот, который возвращает себе Разум, и  в нашу эпоху – осознанно.

автор статьи 

Заслуженный работник ВШ РФ, профессор Борзова Е.П.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наши рубрики